19 октября в швейцарскомМузея Дизайна Vitra открылась выставка «Стулья власти». Экспозиция посвящена тесной взаимосвязи истории стула и культуры сидения с проявлениями власти.
Долгое время в истории человечества стулья оставались привилегией правителей и высших эшелонов общества. С появлением промышленного мебельного производства стулья, наконец, стали доступными для более широких слоев населения; однако ассоциация стула с категориями статуса и власти прослеживается и по сей день. Выставка «Стулья власти» демонстрирует, как представления о власти находят выражение в предметах мебели для сидения.
Наиболее ранние экспонаты выставки свидетельствуют о тесной связи между мебелью для сидения и традиционными представлениями о политической и религиозной власти. Одним из примеров является Chaise de Garde, созданный бельгийским придворным краснодеревщиком Жаном-Жозефом Шапуи около 1802 года. Стул был выполнен по заказу Наполеона Бонапарта в рамках реконструкции замка Лакен под Брюсселем и опирается на типы мебели для сидения древнего Рима. Более поздний объект в этой категории представлен папским троном, изготовленным для визита Папы Римского Иоанна Павла II в Загреб в 1994 году. Прямая высокая спинка и жесткая формальная посадка, которую предписывает форма трона, остаются привычными символами власти и по сей день.
Также выставка показывает, как процесс демократизации во многих западных странах нашел отражение в предметах для сидения и форме посадки, транслирующих такие ценности, как гибкость, прозрачность и равноправие. Например, во время легендарных телевизионных дебатов между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном в 1960 году кандидаты сидели в креслах Ханса Вегнера JH501 (1949/50), модели из дерева, сдержанный дизайн которой олицетворял идеалы демократичного стиля политики, берущей начало в «инициативе снизу».
Кресло JH501, Ханс Вегнер
Тема получила дальнейшее развитие в кресле East River (2013/14), спроектированном голландским дизайнером Хеллой Йонгериус для штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Разноцветная обивка, низкая спинка и подлокотники создают ощущение открытости и плюрализма. Именно в креслах Йонгериус сидели Ангела Меркель, Кристин Лагард и Иванка Трамп во время подиумной дискуссии на саммите Women20 в Берлине.
За пределами политической сферы демонстрация власти и статуса через мебель для сидения также отражала непрерывную эволюцию социальных ценностей. Например, в девятнадцатом веке в моду вошли кресла-качалки и другие виды мебели для отдыха, которые наглядно показывали способность владельца позволить себе наслаждаться бездействием. К этой группе объектов относится Adjustable Chair (1870/71) американского дизайнера Джорджа Уилсона, многочисленные механические элементы которого свидетельствуют о приоритетах формирующегося современного индустриального общества.
Многие объекты, признанные классикой дизайна двадцатого века, сделали роскошный комфорт олицетворением влиятельности и авторитета: например, кресло Barcelona Людвига Миса ван дер Роэ для элегантного Немецкого павильона на Международной выставке 1929 года в Барселоне, кресло Lounge Чарльза и Рэй Имз (1943-56) и кресло Egg Арне Якобсена (1957/58), которое было спроектировано для просторного фойе фешенебельного отеля в Копенгагене, чтобы создать уединенные зоны для приватных разговоров.
Диаметрально противоположное понимание взаимосвязи между властью и предметами для сидения нашло отражение в деятельности таких дизайнеров, как Энцо Мари, который создал простой и непритязательный стул DIY в рамках своей серии Autoprogettazione (1974). В 2016 году группа CUCULA организовала серийное изготовление этих стульев в своей берлинской мастерской силами беженцев, предлагая им возможность работы и социальной интеграции. В данном случае дизайн служит выражением власти не в форме престижа или роскоши, а в качестве средства реализации собственного потенциала.
«Стулья власти» в экспозиции выставки дополнены эффектными фотографиями интерьеров, в которых они используются. В их числе представлены такие разные пространства, как комната в стиле ампир в Королевском дворце в Брюсселе и знаменитый «Стеклянный дом» Филипа Джонсона (1949 г.) в Нью-Канаане, штат Коннектикут (США), который способствовал утверждению интернационального стиля как предпочтительного облика банковских фойе и юридических фирм последующих десятилетий. Другие снимки запечатлели сегодняшние центры власти, от Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке и конференц-залов Федеральной канцелярии Германии до зала конгрессов в штаб-квартире FIFA в Женеве. Вместе эти интерьеры, красочные, мультикультурные, помпезные, минималистичные или же авторитарные и подавляющие, демонстрируют, как с течением времени меняются коды власти и как они транслируются с помощью дизайна.
HOMETEXTILE & DESIGN 2024 17.03.24
Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования Hometextile & Design 2024 (бывш. Heimtextil Russia) пройдёт на новой площадке — в МВЦ «Крокус Экспо» с 3 по 5 сентября.
Подробнее...
Дизайн-Конференция 2024 - Международная выставка мебели, интерьерных решений и искусства, 6.04-8.04, Москва, Центр креативных индустрий МГТУ им.Н.Э.Баумана
Design&Decor - Международная выставка предметов интерьера и декора, 16.04 - 18.04, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо - 30-я юбилейная Международная выставка строительных,
отделочных материалов и инженерного оборудования, 16.04 - 18.04, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ