-E-mail


  Designstory
История дизайна Мэтры дизайна Темы Новости Выставки Конкурсы Регистрация Контакты Реклама
Новости : Архитектура

Все публикации по теме

«Башня Федерация» – финалист премии Всемирного фестиваля архитектуры
11.12.18
«Башня Федерация» вошла в шорт-лист премии Всемирного фестиваля архитектуры (WAF) – одного из самых значимых и престижных событий в области архитектуры. Подробнее...


Сергей Чобан удостоен Европейской премии в области архитектуры European Prize for Architecture 2018
13.09.18
Российско-немецкий архитектор Сергей Чобан удостоен Европейской премии в области архитектуры European Prize for Architecture 2018, учрежденной Европейским центром архитектуры, искусства и дизайна совместно с Чикагским музеем «Атенеум». Подробнее...


Дом для Лего
04.10.17
В датском городе Биллунд, где в 1932 году была основана компания Лего, и с 1968 года работает тематический парк Леголенд, открыт новый центр LEGO. Спроектировало здание бюро Бьярке Ингельса (Bjarke Ingels), одного из самых известных архитекторов нового поколения. Подробнее...


Архитектура поэтического уровня. Лауреаты Притцкеровской премии 2017 - Архитекторы бюро RCR Arquitectes
02.03.17
Лауреатами Притцкеровской премии, 39-ой по счету, впервые в истории стали сразу три архитектора Рафаэль Аранда (Rafael Aranda), Карме Пижем (Carme Pigem) и Рамон Вилальта (Ramon Vilalta) из бюро RCR Arquitectes. Подробнее...


Модульный дом для креативного класса
10.02.14
Московское архитектурное бюро BIO architects разработало первый серийный быстро возводимый модульный дом.  Подробнее...


Продается знаменитый дом, построенный Ричардом Роджерсом
24.07.13
На юго-западе Лондона находится прекрасный дом, построенный из стекла и стали, окрашенной в желтый цвет. Дом построен в 1968 году знаменитым британским архитектором Ричардом Роджерсом (Richard George Rogers).  Подробнее...

Архитектурная экспансия


Объемы нынешнего строительства в Петербурге главный архитектор города Александр Викторов определил как «сумасшедшие», а проектируется еще больше. Деньги стараниями властей и естественным «самотеком» хлынули в Северную столицу, и на Международной выставке инвестиций в недвижимость MIPIM в Каннах оказалось непросто показать даже самые крупные объекты. Обычный обзор согласованных за год проектов и сданных построек едва ли возможен, поэтому приходится для начала ограничиться только административными и общественными зданиями.

В зале Lerins каннского Дворца Фестивалей в этом году красовались макеты аэропорта Пулково по проекту Николаса Гримшоу, городского района Юнтолово шведского бюро Tovatt Architects and Planners, общественно-делового комплекса «Невская ратуша» тандема команд Евгения Герасимова и Сергея Чобана, а также ряда многофункциональных комплексов. С высоты птичьего полета на экране представал будущий Морской фасад с пассажирским терминалом, проекты преобразования Апраксина двора от Криса Уилкинсона и строительства кампуса Высшей школы менеджмента Никиты Явейна. При всем разнообразии подач многое просто не уместилось.

Год ристалищ
Не столько из опасения безудержным потоком денег нанести вред хрупкой ткани Петербурга, сколько из соображений пиара и рачительности инвесторы вместе с городской администрацией проводят многочисленные архитектурные конкурсы. По числу и размаху состязаний международного уровня бывшая столица значительно превосходит все российские города, включая Первопрестольную.
После прошлогоднего скандального конкурса на концепцию небоскреба «Охта-центра», который надолго превратил городское общественное мнение в бурлящий котел, практика архитектурных ристалищ радикально изменилась. Соревновались на все лады: каждый за себя и попарно, публично и для избранных, с инвесторами и без.
На конкурс проектов развития аэропорта Пулково, чтобы не игнорировать местных профессионалов, организаторы пригласили не только иностранцев, но и петербургское бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Правда, наша команда вместе с немецким бюро Von Gerkan, Marg&partner (GMP) отсеялась в первом туре, и в поединке с американской проектной группой Skidmore, Owings&Merrill (SOM) победу одержала команда британских джентльменов Grimshaw&Partners Ltd.
Пулково выйдет в хабы по-английски. Проект, предложенный англичанами, доведет пассажиропоток до 17,3 млн в год, расширит площади терминала до 185 тыс. кв.м и обойдется примерно в 344 млн евро. Перед сохраненным по условиям конкурса нынешним зданием аэровокзала создается площадь, к которой ведет широкая дорога с парком по одну сторону и объектами вспомогательной инфраструктуры – по другую. Новый терминал под огромной секционной кровлей разделен на три острова, соединенных стеклянными мостами: зоны вокзала, аэродрома и охраны. Соседняя коммерческая зона отдаленно напоминает петербургские дворы-колодцы.
По мнению архитектора Юрия Земцова, жюри предпочло сугубый прагматизм англичан образности отечественной концепции: «Мы для себя решили, что единственные воздушные ворота города должны нести какое-то образное начало и сохранять схему с осью на старый аэропорт, заложенную Александром Жуком». Но «осевая композиция с учетом петербургских традиций», видимо, даже не рассматривалась, поскольку противоречила техническому заданию.

Игры власти в архитектуру
Среди конкурсов не было только открытых, если не считать местной альтернативы странного международного состязания под патронажем управделами президента на лучший проект конгресс-центра «Звездный путь» рядом с Дворцом конгрессов в Стрельне.
Под покровом тайны, точнее за кулисой «домашнего» конкурса, своим «Звездным путем» шли рядовые участники invited competition: швейцарец Марио Ботта, которому в Петербурге фатально не везет уже лет десять, австриец Вольф Прикс, испанский постмодернист Риккардо Бофилл, голландец Эрик ван Эгераат (интервью с архитектором читайте в этом номере M&D на стр. 84), а также участники злополучного состязания «по прыжкам в высоту» итальянец Массимилиано Фуксас и француз Жан Нувель.
Выставка конкурсных проектов проходила в Кремле и была доступна каждому… из окружения президента. Остальные россияне до объявления результатов конкурса на пышном приеме в день рождения Владимира Путина даже не знали имен конкурсантов.
Победил Бофилл, что предсказуемо, но невероятно. Дело в том, что с конца 1970-х годов постмодернизм, который изначально самими отцами- основателями определялся как «неоднозначный, часто иронический «радикальный эклектизм» (Чарльз Дженкс), давно пришел к своему логическому концу. Заявленная архитекторами сервильность в два счета обернулась полным разоблачением простодушных вкусов клиента, и теперь это уже даже не смешно. «Постмодернизм приобрел репутацию самого обыкновенного кича» (Хилари Френч) – прямая цитата из карманного издания истории архитектуры «для домохозяек». В Петербурге постмодернизм прошелся по верхам многоквартирных домов в спальных районах, а каждое появление в центре характерного куполочка или ротондочки вызывает культурный шок.
Рикардо Бофилл, один из апологетов этого стиля, автор парижских жилых комплексов «Аркада» и «Эспас», по-прежнему самозабвенно угадывает и воплощает желания заказчика. А клиент на этот раз хотел очень большое сооружение (примерно 100 тыс. кв.м за 350 млн евро) и получил нечто грандиозное «под классицизм» и с куполом. Главный зал на 2,5 тыс. человек способен вместить как ледовое шоу, так и Петербургский экономический форум. Реализацией проекта займется компания «Конгресс-центр «Константиновский», созданная Управделами президента, двумя крупнейшими российскими бизнес-структурами и тремя банками.
Конкурс на лучший проект общественно-делового квартала «Невская ратуша» отличался от прочих условием непременного привлечения петербургскими состязателями зарубежных партнеров.
Финансируемый ВТБ проект стоимостью $500–800 млн предусматривает строительство неподалеку от Смольного офисного центра площадью 400 тыс. кв.м для городской администрации и бизнеса. В соревновании четырех парных команд победили петербургское архбюро Евгения Герасимова и немецкое NPS Tchoban Voss Сергея Чобана. Авторы поместили в центре здания круглый атриум с куполом-линзой наверху. По их замыслу архитектурными средствами можно сделать работу чиновников максимально прозрачной для публики.

Базовые ценности
Конкурс на лучший проект реконструкции территории Апраксина двора был устроен по инвестиционной схеме, впервые обкатанной год назад состязаниями по Новой Голландии. Поскольку козырями в таких играх служат по преимуществу деньги и громкие имена, собственно архитектурные концепции отличались крайней лаконичностью.
Претендендовали на право реконструировать историческое торжище площадью 14 га «Главстрой-СПб» Олега Дерипаски и «Ренессанс Апраксин двор» Шалвы Чигиринского вместе со шведской Ruric AB. Соперники козыряли суммами в 28 млрд и 32,5 млрд руб., а также именами британских архитекторов Нормана Фостера и Криса Уилкинсона соответственно. Хотя «Ренессанс Апраксин двор» и денег сулил больше, и обещал обойтись вообще без сноса существующих зданий, разместив торгово-развлекательный комплекс под землей и связав его с ближайшими станциями метро, победил другой состязатель. Идеи Криса Уилкинсона устроить сквозной торговый променад между Садовой улицей и набережной реки Фонтанки, продолжить его стеклянным мостом на другой берег реки и подвесить над всем этим гигантское светящееся облако встречены общественностью настороженно. Однако всех подкупила вежливость нового стратегического инвестора, который честно показал прежние модернистские опыты Уилкинсона в исторической среде и предоставил оппонентам возможность лично высказать претензии автору.
«Базовый элемент» Олега Дерипаски стал воистину «Главстроем СПб», скупив права на комплексное освоение огромных территорий на севере и западе. Громадье планов сопровождается сомасштабными архитектурными конкурсами. Новый жилой район Юнтолово на 70 тыс. человек будет проектировать победившая в последнем туре шестерых соперников шведская компания Tovatt. На старте состязаний были 26 участников, а в финал вышли архитектурные бюро исключительно высокого уровня: Busby Perkins+Will (Канада), Diener&Diener Architekten (Швейцария), Evata Finland Oy (Финляндия), John Simpson and Partners Ltd. (Великобритания) и West 8 (Нидерланды). Один из финалистов – «Петербургский НИПИград», хотя и уступил шведам, в проигрыше не останется, поскольку победитель наверняка предложит ему стать партнером.
Инвесторы считают Юнтолово крупнейшим в мире проектом комплексного освоения территории. Здесь будет построено около 2,3 млн кв.м жилья всех типов, а также 350 тыс. коммерческой и 300 тыс. квадратов социальной недвижимости на общую сумму более $ 3 млрд.
Архитектор Йоханнес Товатт назвал свой проект «Медвежьей лапой», хотя заказчик и жюри оценили его за легкость и изящество. Пока предъявлены только концепция и эскиз транспортной схемы, а проект планировки будет готов к концу этого года.
Конкурсов, по словам главного архитектора Петербурга Александра Викторова, в 2008 г. меньше не станет. Но хорошо бы наладить и процесс воплощения проектов-фаворитов. Пока и Мариинка-2 Доминика Перро, и башня «Охта-центра» RMJM привели только к серийным скандалам, а проект стадиона Кишо Курокавы в отечественной обработке вызвал серьезные возражения Градсовета.

Свой скай-скрипер лучше
Очередной VI выпуск Архитектурного ежегодника, издаваемого Объединением архитектурных мастерских (ОАМ) содержит два десятка проектов административных и общественных зданий, из которых как минимум пять – высотных.
Появление концепции застройки площади у Ладожского вокзала пятью небоскребами было вызвано полемическим задором главы архитектурной мастерской «Студия-44» Никиты Явейна, который стремился объяснить зарубежным коллегам, как и где в Петербурге можно строить башни. Как минимум три гиганта высотой 150 м находятся на разных стадиях проектирования и от одного этапа к другому становятся все убедительнее. Формально-экономический прием использовать весь участок в качестве основания башни и взрастить из него правильный кристалл, кажется таким естественным, что наверняка выйдет в тираж.
Иной поучительный ответ «Охта-центру» дают Евгений Герасимов и Сергей Чобан своим эскизом застройки кварталов 8–9 Малой Охты под деловой комплекс с банком «Санкт-Петербург». Главное банковское здание высотой 90 м не выходит за пределы регламента, а ритм застройки вдоль набережной выдержан в традиционном масштабе.
В конце года Градсовет с наивысшими оценками принял еще один высотный проект. На месте кинотеатра «Зенит» бюро «Литейная часть-91» Рафаэля Даянова по заказу компании «Петровский строитель» спроектировало многофункциональный комплекс высотой 124 м. Необычное сочетание функций (апарт-отель, кинотеатр и бизнес-центр класса А) авторам удалось вместить в убедительных форм ступенчатый объем, выполненный в стилистике 1930-х годов.
Тот же заказчик намерен соорудить крупный комплекс с широким ассортиментом торгово-развлекательных функций на месте другого типового кинотеатра – «Спутник», что напротив станции метро «Ломоносовская». Архитектурная мастерская Валерия Каплунова из СПб ЗНИиПИ предлагает разместить на участке 120х80 м два внушительных объема: низкий, обтекаемых форм с двумя куполообразными фонарями над атриумами и высокий ступенчатый корпус. Как пояснил глава мастерской, авторы сами ограничили высоту 75 м, сочтя ее соразмерной окружению и экономически оправданной. Задачу ввести в семантически бедный район некую «живописную структуру», но при этом не нарушить ансамбль Ивановской улицы авторы на эскизном уровне решили и к концу года намерены закончить стадию «проект».
Редкую приязнь коллег вызвал проект многофункционального делового центра Sokol City на пересечении проспектов Сизова и Богатырского, исполненный архитектурным бюро «Витрувий и сыновья». Высотой в 24 этажа давно никого не удивишь, но благодаря консольно нависающим объемам огромных крыльев, от размеров сооружения и его романтического образа захватывает дух.
Из проектов, не стремящихся в высоту, впечатляют две работы архитектурной мастерской Мамошина: бизнес-центр, построенный в глубине двора на улице Чайковского, 44, и концепция инвестиционного развития территории завода «Красный треугольник».
Безудержной футуристической фантазией выглядит концепция общественно-делового центра «Кронштадские паруса», выполненная по заказу компании «Адмирал» архитектурной мастерской «Лявданский и Герасимов». Огромный амфитеатр на острове Котлин обращен к берегу, вдоль которого прямо из воды бьют десятки фонтанов, а позади него – целая флотилия зданий-парусников. Неизвестно, насколько это воплотимо, как и проект многофункционального комплекса от мастерской «Рейнберг&Шаров» на месте нынешних оранжерей Таврического сада. Заказчиком комплекса внушительных неоклассических зданий, спрятанных за стеклянными корпусами вполне оранжерейного вида и домами садовников, выступает ООО «Потемкинская». Даже любимые народом формы еще недавно едва ли послужили пропуском на территорию федерального памятника, но после газпромовских новостроек в Таврическом саду гнев общественности может быть только риторическим.
Денежные посевы дают всходы в самых неожиданных местах, а строительный и проектный бум, похоже, в самом разгаре. Уже известно, что год грядущий нам готовит развитие проектов «Набережная Европы», «Югорский край», «Новая Англия» и десятки других. Интригуют новые предложения «Студии-44» на «заколдованном» участке у моста Петра Великого на углу Смольной набережной и Тульской улицы, как раз визави «Охта-центру». Несмотря на чрезвычайно привлекательную локацию, здесь уже не состоялись несколько заметных проектов, включая Швейцарский центр Марио Ботты, но зато ветхие корпуса мебельной фабрики возгорались с необъяснимой регулярностью. Впрочем, купившая участок компания AFI Development, похоже, собирается возвести здесь элитный жилой квартал, а жилье – тема отдельного обзора.

Текст: Юлия ХОПТА
Иллюстрации: Объединение архитектурных мастерских (ОАМ)

Предыдущая новость Следующая новость
 -
Дизайн-студии и мастерские
Дизайнеры и архитекторы
Интерьерные салоны
Магазины (все для интерьера)
Декорирование интерьеров
Производство мебели, ремонт
Контрактные поставки
Email
Пароль
 Регистрация в каталоге

Designstory выступает партнером следующих мероприятий

конкурс

Премия Best for Life
 ДИЗАЙН БЕЗ ГРАНИЦ. Мнение эскпертов МШД (Санкт-Петербург):

Think Dutch! Присоединяйтесь к стажировке IDS-Петербург на Dutch Design Week 20-23 октября!

Что такое Think Dutch? Почему голландские дизайнеры стали так востребованы во всем мире? Чему мы можем научиться у них? Ответы на все эти вопросы, полезные знания, а также знакомство с историей и культурой Голландии уже совсем скоро станут доступны участникам программы международного практикума IDS-Петербург «Dutch Design Week. По каналам дизайна: Амстердам, Эйндховен, Тилбург».
А ещё их ждёт встреча с известным голландским дизайнером и преподавателем IDS-Петербург Родериком Восом (Roderick Vos)! Присоединяйтесь.

Читать новость >>
Все новости‘ >>

 Designstory в социальных сетях:





Copyright © 2005-2019 Designstory Design by Designstory
-->