Скрученная из проволоки, сколоченная из деревяшек или украшенная стразами Сваровски, мебель итальянской компании Edra всегда не только объект дизайна, но и факт искусства. Арт-директором, идеологом компании является дизайнер Массимо Мороцци (Massimo Morozzi).
В этом году марке Edra исполнилось восемнадцать лет. Для итальянского мебельного рынка, где веками существуют солидные семейные фирмы, срок ничтожный. В случае с Edra, достаточный для того, чтобы завоевать репутацию флагмана и одной из самых экстравагантных марок в мире. Edra принадлежит к последнему поколению дизайнерских компаний, которые появились в конце восьмидесятых и штурмовали рынок "с чистой идеей наперевес".
Именно идею эти дерзкие новички сделали главным объектом купли-продажи. Музейное качество не редкость для итальянских производителей. Однако для Edra , так же как для ее ровесников и ближайших конкурентов - Cappelllini, Sawaya &Moroni, - это качество стало позицией. Почти каждая их коллекция - вторжение на территорию современного искусства. И стоит признать, что так далеко, как Edra, на нее мало кто заходил. Кресла Favella, сколоченные из гладких деревяшек бразильскими самородками братьями Кампана, лихо закрученные ими бархатные жгуты, образующие аморфные объект Воа, башня-диван Tatlin Марио Канаци (Mario Cananzi) и Роберто Семприни (Roberto Semprini)- все это в первую очередь концепты, а потом уже места для сидения и лежания или предметы для украшения интерьера.
Первый дебют Edra состоялся в 1989 году, тогда она заявила о себе выступлением молодых дизайнеров, впервые запустивших свои вещи в производство. Их сборная коллекция получила говорящее название I nuovissimi. Постоянный поиск новых имен - и сейчас основополагающий принцип развития марки. Дизайнеры из Дании, Япони, обеих Америк стали звездами благодаря Edra и ее бессменному арт-директору Массимо Мороцци.
В молодости Мороцци был одним из создателей группы Archizoom. В нее входили архитекторы-бумажники, которые развивали утопические теории, отличались радикальной эстетической и социальной позицией и были всегда готовы к острой полемике по ее поводу. В 1968 году, когда Европу лихорадило от студенческих волнений, Мороцци и его товарищи по группе организовали "Центр заговора эклектиков", а в ранние 70-е декларировали свое "право идти против реальности, которой недостает смысла, и …действовать, изменять, формировать и разрушать окружающую среду". Самое знаменитое произведение группы - кресло Mies, ироничное и умопомрачительно красивое посвящение Мису ван де Роэ. Конечно, предметы, которые Мороцци придумывает, отбирает и заказывает для Edra, не так радикальны, но острота, неожиданность, флер антибуржуазности ведут свое происхождение от группы веселых и злых нонконформистов-шестидесятников. Для сегодняшнего Мороцци Edra - опытный полигон для обкатки новых философских концептов. Вещи, популярные у звезд и экстравагантных миллионеров, - плод напряженного интеллектуального и душевного диалога Массимо Мороцци с самим собой, с приглашенными дизайнерами, с владельцами Edra - братом и сестрой Маццеи, предоставившими ему этот полигон.
Братья Кампана, любимые авторы Edra, описывая процесс работы, говорят, что никогда не получают технических заданий, а только отвлеченные картинки, отражающие настроение, которое Мороцци ждет от очередной коллекции. Иногда он приглашает братьев на прогулки "по странным местам" и просто разговаривает с ними. Бывает, что Мороцци заранее объявляет тему, так в 2001 году ею стал розовый цвет, а в 2004 году - пейзажи Сардинии. Свобода, которой пользуется Массимо Мороцци в Edra, немыслимая в другой компании, приносит фирме неплохие дивиденды. Его бескомпромиссность в сочетании с агрессивной маркетинговой стратегией и продуманным паблисити сделали Edra весьма успешным продавцом высокого дизайна. Это одна из самых дорогих марок в мире, впрочем, как показывает практика, настоящих любителей проверенных стульев из порфированного картона такие мелочи не останавливают.
Сайт компании www.edra.com
Автор Юлия Шагинурова, INTERIOR DIGEST
|