-E-mail

  Designstory
История дизайна Мэтры дизайна Темы Новости Выставки Конкурсы Регистрация Контакты Реклама
ЗНАМЕНИТЫЕ ДИЗАЙНЕРЫ назад, в список дизайнеров >>



Ле Корбюзье (Le Corbusier) (1887-1965)


Кресло LC2, 1925



Шезлонг LC4, 1925



вилла Савой в Пуасси, 1928-1931

оригинал: en.wikipedia.org


Дом в поселке "Weissenhof", 1927

оригинал: www.weissenhof.de


Творчество знаменитого французского архитектора, вначале живописца Шарля-Эдуарда Жаннере, а с 1925 года Ле Корбюзье, отличала последовательность разработки проблем новой архитектуры на основе технократической утопии. Взаимодействие реального и утопического определяло целостность творческой личности архитектора и его популярность как провозвестника новых идей.

В 1918 году вместе с А.Озанфаном Корбюзье опубликовал манифест "После кубизма", утверждая начало машинной цивилизации, в которой экономические законы, подобно законам естественного отбора, приведут к чистоте форм простых стандартных вещей. Главным содержанием искусства являются "конструктивные идеи", всегда составляющие основу "хорошей живописи", особенно проявившиеся в кубизме. Течение, основанное Ле Корбюзье и Озанфаном, получило впоследствии название пуризма. В 1920 г. В журнале "Экспри нуво", выходившем под редакцией Жаннере и Озанфана, и заполненного в основном их статьями, Корбюзье впервые выдвигает идею дома как машины для жилья.

Утопическая концепция архитектуры получила завершенную форму в книге "К архитектуре". На первый план Ле Корбюзье выдвигает форму архитектуры, распределение масс, освещенных солнцем. Идея функциональности необходима, но не достаточна. Корбюзье полагал также, что решить социальные проблемы поможет устранение лишних затрат времени, вызванных нерациональным устройством городов. Индустриализация должна обеспечить сокращение времени на стоительство зданий, что позволит увеличить его объемы до пределов, определяемых потребностью. Мысль о возможности влияния на социальные процессы путем реорганизации пространственных структур городов и наполняющих города построек подкреплялась метафорой, уподоблявшей город гигантскому механизму.

В следующей книге "Урбанизм" (1925 г.), выпущенной уже под псевдонимом Ле Корбюзье, он перешел к конкретизации утопического идеала. Здесь приведен "Проект современного города на 3 млн. жителей" Население архитектор делит на категории, закрепляя за ними определенное пространство. Деловой центр состоит из 24 центральных башен, расставленных по модульной сетке вокруг терминала всех видов транспорта. С кустом небоскребов делового центра соприкасались жилые кварталы, заполненные прямоугольными меандрами 12-этажных корпусов. Первичной клеткой" их была двухэтажная ячейка, с которой Корбюзье связывал надежды на массовое производство, назвав ее "Дом Ситроен" - по модели автомобиля. Такие ячейки, связанные коридорами и открытыми террасами, складывались в "блоки вилл", где каждое жилище многоэтажного корпуса имело свой индивидуальный сад. Дом имел глухие панели боковых стен, а обширное остекление стороны, обращенной к улице, позволило увеличить глубину ячейки. Средствами эстетики пуризма Корбюзье стремился преодолеть противоречие между "домом - машиной для жилья" и домом как системой форм, обращенной к эмоциям и разуму. Язык чистой геометрии взаимодействовал с "объектами-типами", серийными вещами, наполнявшими среду. Павильон "Эспри Нуво" на Международной выставке декоративного искусства в Париже. 1925 г. стал моделью ячейки в "блоке вилл" для "Проекта современного города"

В 1925 году, во время работы над Павильоном "Эспри Нуво", Корбюзье обратился к дизайну мебели. Он создал несколько эскизов мебели, и на осеннем салоне в 1929 году показал несколько моделей, включая кресло LC2 и шезлонг LC4.

Массовое жилищное строительство во Франции 1920-х годов было невелико, и Корбюзье работал над индивидуальными заказами (дом Озанфана - 1923, Ла Роша и Жаннере - 1923-34, в Париже; дом Кука в Булонь-сюр-Сен - 1926). Из опыта их строительства он вывел "пять пунктов новой архитектуры":1 - дом поднимается над землей на стойках каркаса; 2 - его геометрический объем завершается плоской кровлей и там устраивается сад; 3 - применение каркаса позволяет свободно планировать интерьер; 4 - опоры каркаса отступают вглубь от плоскости фасада, что позволяет компоновать его свободно, независимо от опор; 5 - ленточные окна, отвечающие конструкции дома, играют функциональную и эстетическую роль. Наиболее полно художественные устремления Корбюзье отражены в виллах богатых меценатов близ Парижа - вилле М. Стайна и Г. де Монзи в Гарше (1927) и вилле Савой в Пуасси (1928-1931) Вилла Савой стала высшим достижением эстетики пуризма, устремленной к рациональной математической организованности и уравновешенности формы. В области построек общественного назначения наиболеcе крупным реализованным проектом Корбюзье стало здание Центросоюза в Москве (1928-1931 г.) Но при проектировании городов Корбюзье никогда не включал в систему элементы, предназначенные для общественной жизни. Город в его понимании предназначен для четырех функций: жить, работать, отдыхать, передвигаться. Рациональное зонирование должно было основываться на этих элементах. В своих утопиях Корбюзье видел альтернативу разрушительной силе революций. Но сам он строил радикальные схемы нового устройства не только среды обитания общества, и самого этого общества. Такой ход мыслей подсказывал путь развития идей тоталитаризма и автократорной власти, распостранявшихся по миру, - не уповать на красоту, а предложить эстетизированный порядок, подкрепленый силой.

По материалам:
"История архитектуры. Утопии и реальность", том 1, А.В.Иконников
"История дизайна", 1 том, С.Михайлов


Email
Пароль

  Поиск по сайту

Ближайшие события в области дизайна:

В России


Мебельный бизнес-форум - Аналитика отечественного мебельного рынка, проблемы и решения, 26.06 - 27.06, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата

Hometextile & Design - Международная выставка интерьерных тканей, домашнего текстиля и материалов для декорирования, 03.09 - 05.09, Москва, МФЦ "Крокус-Экспо"

Мебельная конференция Conf-Fu Fest China 2024 - Ежегодное отраслевое мероприятие для мебельщиков, в рамках которого проходит отраслевая выставка, мебельная конференция и шоу, 05.09 - 06.09, Санкт-Петербург, DAA DESIGN DISTRICT

INTERLIGHT RUSSIA | INTELLIGENT BUILDING RUSSIA - Международная выставка освещения, электротехники, автоматизации зданий и систем безопасности, 17.09 - 20.09, Москва, МФЦ "Крокус-Экспо"

City Build Russia 2024 - Международная строительно-интерьерная выставка, 23.10 - 24.10, Санкт-Петербург, DAA DESIGN DISTRICT

За рубежом


MAISON & OBJET 2024 - Сентябрьская сессия знаменитой французской выставки, 05.09 - 09.09, Париж, Paris Nord Villepinte,

Habitare 2024 - Международная выставка дизайна интерьера, 11.09 - 15.09, Хельсинки, Messukeskus

LONDON DESIGN FESTIVAL 2024 - Лондонский фестиваль дизайна, 14.09 - 22.09, Лондон

 Designstory в социальных сетях:





Copyright © 2005-2024 Designstory Design by Designstory