-E-mail


  Designstory
История дизайна Мэтры дизайна Темы Новости Выставки Конкурсы Регистрация Контакты Реклама
ЗНАМЕНИТЫЕ ДИЗАЙНЕРЫ назад, в список дизайнеров >>



Петер Беренс (Peter Berens) (1869-1940)


Стул для столовой в доме Беренса в Дармштадте, 1900

оригинал: www.wolfsonian.fiu.edu


Столовоя, выставка современного интерьера, универмаг Вертгейм, Берлин, 1902

оригинал: www.artsmia.org


Стул для столовой, 1902

оригинал: www.artsmia.org


Входной зал выставки в Турине, 1902

оригинал: longer.travel.ru


Чайник, компания AEG, 1910

оригинал: www.aeg.ru


Петер Беренс - крупнейший немецкий художник и архитектор, один из основоположников современного дизайна, один из основателей Мюнхенского Сецессиона и Германского Векбунда. Беренс известен, прежде всего, как представитель архитектуры функционализма и сторонник использования новых конструкций и материалов, таких, как стекло и сталь.

Родился в Габсбурге. В 1886-1889 гг. учился живописи в Художественных школах в Карлсруе и в Дюссельдорфе. Его ранние живописные работы демонстрируют его приверженность югендстилю.
В 1897 г. , после посещения Италии, явился одним из основателей объединенных мастерских в Мюнхене. С 1898 г. начинает заниматься формообразованием промышленной продукции.
В этот год Беренс был приглашен в Дармштадт, где великий герцог Эрнст Людвиг Гессенский основал поселение художников. Здесь Беренс построил свой собственный дом, для которого он разработал дизайн каждого элемента, начиная от проектирования конструкции и заканчивая дизайном кухонных ножей. В дизайне дома соединились искусство и ремесло, влияние югендстиля и индивидуальный стиль Беренса, особенно проявившийся в его более поздних работах.

В 1902 году Беренс разработал дизайн для немецкой экспозиции на первой международной выставке в Турине. Здесь воспроизведена своеобразная манера Беренса, его так называемый "стиль Заратустры".

С 1903 по 1907 гг. Берен был директором художественной школы в Дюссельдорфе. В это время он принимал активное участие в работе Немецкого производственного союза (Веркбунда).
Важнейшим событием в художественно-техничекой жизни того времени было приглашение Петера Беренса художетвенным директором Всемирного электро-технического концерна AEG (1906), для которого ранее работали Адольф Мессель и Ото Экманн. Продукция AEG была рассчитана в основном на экспорт, и, по мнению промышленников, для ее успешного продвижения на мировом рынке требовалось создать какой-то свой художественный почерк. Хозяева фирмы интересовались не столько эстетикой вещей, сколько задача завоевания мирового рынка. Беренса пригласили для создания фирменного стиля, охватывающего не только продукцию рекламу, но и производственные помещения. Подобный заказ означал, что появилась необходимость в создании индивидуального облика компании, разработки единого стиля изделий, их фирменной идентификации. Беренс первый воплотил эту концепцию на практике.
Для AEG Беренс проектировал каталоги, прейскуранты, электроприборы, выставочные стенды, а также производственные здания и квартиры для рабочих. Художник-практик, пришедший в дизайн от станковой живописи и графики, он один из первых ощутил новые задачи, встающие перед дизайнером в индустриальном обществе. Беренс очень последовательно проводил линию на подчинение разнообразной продукции одному принципу стилеобразования. Внешняя форма его вещей строилась в основном на повторах нескольких геометрических элементов - шестигранников, кругов, овалов. Истоками формообразования этих вещей были инженерные, утилитарные формы, гармонизированные и приведенные к определенному ритму и пропорциям. Никаких традиционных форм, никакой орнаментации. Геометризация формы, ее предельная ясность, отражали и техническую точность производственного процесса, и социокультурную обозначенность вещи (чайник из элемента кухонной утвари стал украшением столового буфета и принадлежностью церемонии чаепития). Открытый Беренсом способ перевода технических требований в пластические решения путем использования тех малых степеней свободы, которая представляет техника, свидетельствует о его большом художественном таланте.
Разработанная для АЭГ Беренсом программа явилась по сути одной из первых программ "фирменного стиля", получивших впоследствии широкое распространение, и являются сегодня одним из ведущих инструментов дизайнерской деятельности.

Помимо фирменного стиля Беренс проектировал для АЕГ произволственные здания. Тубинный завод, построенный им для АЭГ в 1909 г., стал намеренным олицетворением промышленности как одного из наиболее важных составляющих современной жизни. Не имеющий ничего общего с откровенной простотой проектов из железа и стекла (таких, как железнодорожные дебаркадеры XIX в.), турбинный завод Беренса был задуман как произведение искусства, храм индустриальной мощи. Принимая власть науки и промышленности с пессимистическим смирением, Беренс пытался сделать завод похожим на ферму, сообщить фабричному сооружению смысл общей цели, присущий сельскохозяйственным постройкам,- чувство, по которому недавно урбанизированный полуквалифицированный берлинский рабочий, возможно, еще испытывал определенную ностальгию.

Осуществляя идею универсальности принципов построения промышленного здания, Беренс использовал эту схему для представительского здания Германского посольства в Санкт-Петербурге, на Исаакиевской площади (1911-1912), которое также отмечено отчужденностью и сверхчеловеческим масштабом. Интерьеры здания - вестибюль, парадная лестница, приемные залы - были выдержаны в стиле модернизированной классики. С суровым и даже аскетическим видом монументального фасада контрастировали обилие света в самом здании, изящество и роскошь отделки. Черные колонны и мощные потолочные балки вестибюля напоминали о творениях древнегреческой архитектуры. В парадной анфиладе второго этажа залы разделялись раздвижными дверьми, что позволяло при необходимости легко объединять соседние помещения. В торжественных случаях многостворчатые двери Тронного зала, одетого в мрамор, раздвигались, и тогда за двухколонным дорическим портиком открывался Прусский зал, выходивший на Исаакиевскую площадь. Оба зала мгновенно наполнялись светом, льющимся с обеих сторон.

Здание не сохранилось в своем первоначальном виде, оно стало жертвой вспыхнувших в 1914 году антигерманских настроений (Во время одного из погромов был сожжен Тронный зал, уничтожены произведения искусства, коллекция севрского фарфора, а с крыши здания была сброшена скульптурная группа). Практическая работа Беренса имела огромное значение для формирования нового вида деятельности - художественного конструирования и нашла много последователей как в самой Германии, так и за рубежом.

Выдвинутые Беренсом идеи нашли свое продолжение и развитие в послевоенной немецкой эстетике, работах Баухауза, известных архитекторов - учеников Беренса: Вальтера Гропиуса, Людвига Мис ван де Рое, Ле Корбюзье.

По материалам:
"История архитектуры. Утопии и реальность", том 1, А.В.Иконников
"История дизайна", 1 том, С.Михайлов
"Современная архитектура", К. Фремптон
dsn.incub.ru

 -
Дизайн-студии и мастерские
Дизайнеры и архитекторы
Интерьерные салоны
Магазины (все для интерьера)
Декорирование интерьеров
Производство мебели, ремонт
Контрактные поставки
Email
Пароль
 Регистрация в каталоге

Designstory выступает партнером следующих мероприятий

конкурс

Премия Best for Life
 ДИЗАЙН БЕЗ ГРАНИЦ. Мнение эскпертов МШД (Санкт-Петербург):

Think Dutch! Присоединяйтесь к стажировке IDS-Петербург на Dutch Design Week 20-23 октября!

Что такое Think Dutch? Почему голландские дизайнеры стали так востребованы во всем мире? Чему мы можем научиться у них? Ответы на все эти вопросы, полезные знания, а также знакомство с историей и культурой Голландии уже совсем скоро станут доступны участникам программы международного практикума IDS-Петербург «Dutch Design Week. По каналам дизайна: Амстердам, Эйндховен, Тилбург».
А ещё их ждёт встреча с известным голландским дизайнером и преподавателем IDS-Петербург Родериком Восом (Roderick Vos)! Присоединяйтесь.

Читать новость >>
Все новости‘ >>

 Designstory в социальных сетях:





Copyright © 2005-2019 Designstory Design by Designstory
-->